Каждый год 11 ноября традиционно отмечается Всемирный день шопинга. Это день скидок, предоставляемых на самые разнообразные товары.
Часто предложение товара со скидкой является стимулом купить товар в этот день, не оценив, насколько он необходим, насколько он соответствует установленным требованиям и т.д. А после покупки товара часто возникает необходимость его вернуть, обменять. Также не редко бывают случаи продажи товара ненадлежащего качества.
В этой связи Управление Роспотребнадзора по Кабардино-Балкарской Республике напоминает о правилах выбора товара, а также о правах потребителей на возврат или обмен товара.
Продажа товаров регулируется Гражданским кодексом РФ (далее — ГК РФ), Законом РФ от 7 февраля 1992 года №2300-1 «О защите прав потребителей» (далее — Закон), а также Правилами продажи товаров по договору розничной купли-продажи, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование потребителя о безвозмездном предоставлении ему товара, обладающего этими же основными потребительскими свойствами, на период ремонта или замены такого товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 № 2463 (далее — Правила).
Продавец обязан передать покупателю товар, качество которого соответствует договору и информации, представленной покупателю при заключении договора.
Продавец обязан предоставить потребителю полную и достоверную информацию о товаре на русском языке, включающую в себя наименование и местонахождение изготовителя, наименование товара, правила и условия его безопасного и эффективного использования, дату изготовления, срок годности и состав (для пищевых продуктов), сведения о подтверждении соответствия товара, другую необходимую информацию.
В случае, если непродовольственный товар надлежащего качества не подошел по размерам, расцветке, фасону и габаритам, потребитель вправе его обменять в течение 14 дней при условии, что товар не был в употреблении, сохранены его товарный вид, ярлыки. В случае отсутствия у продавца товара, подходящего потребителю, потребитель вправе вернуть товар и требовать возврата денежных средств.
При этом следует помнить, что есть перечень товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену, утвержденный Правительством Российской Федерации. В него входят: лекарственные средства, изделия медицинского назначения, предметы личной гигиены, парфюмерно-косметические товары, изделия швейные и трикотажные бельевые, изделия чулочно-носочные, текстильные товары, кабельная продукция, строительные и отделочные материалы и другие товары, цена которых определяется за единицу длины, товары бытовой химии, пестициды и агрохимикаты, мебельные гарнитуры бытового назначения, ювелирные и другие изделия из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, ограненные драгоценные камни, технически сложные товары бытового назначения, на которые установлены гарантийные сроки не менее одного года, животные и растения, непериодические издания, гражданское оружие, основные части гражданского огнестрельного оружия, патроны к гражданскому оружию, а также инициирующие и воспламеняющие вещества и материалы для самостоятельного снаряжения патронов к гражданскому огнестрельному длинноствольному оружию, автомобили и мотовелотовары, прицепы к ним, номерные агрегаты к автомобилям и мотовелотоварам, мобильные средства малой механизации сельскохозяйственных работ, прогулочные суда и иные плавсредства бытового назначения.
Также потребитель не вправе отказаться от товара надлежащего качества, имеющего индивидуально-определенные свойства, если указанный товар может быть использован исключительно приобретающим его потребителем.
В случае обнаружения недостатка в товаре, потребитель, если это не было оговорено продавцом, по своему выбору вправе:
- потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);
- потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
- потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;
- потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;
- отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.
Потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества.
При обнаружении недостатков в товаре, относящегося к категории технически сложных товаров, покупатель вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы либо предъявить требование о его замене на товар этой же марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены в течение 15 дней со дня передачи потребителю такого товара.
При отказе потребителя от товара продавец должен возвратить ему денежную сумму, уплаченную по договору, не позднее чем через 10 дней со дня предъявления потребителем соответствующего требования.