"Горячая" линия Горячая линия: 8 (8662) 40-54-85
старше 16
chasiki-small.png


baner75let_2020_2.jpg

Доклад правоприменительной практики в отношении предпринимателей Кабардино-Балкарской Республики в 1-ом квартале 2017 года.

25.04.2017

Государственный контроль (надзор) - одна из основных функций государства, осуществляемая в целях контроля исполнения нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования.

Осуществление государственного контроля (надзора) направлено на предупреждение нарушения прав, пресечение нарушений обязательных требований, наказание виновных лиц.

Одной из основных форм контрольно-надзорной деятельности являются проверки, под которыми понимается совокупность проводимых органом государственного контроля (надзора) в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя мероприятий по контролю для оценки соответствия осуществляемых ими деятельности или действий (бездействия), производимых и реализуемых ими товаров (выполняемых работ, предоставляемых услуг) обязательным требованиям.

Контрольно-надзорная деятельность реализуется посредством организации и проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (плановые и внеплановые, выездные, документарные), испытаний и экспертиз, рассмотрения жалоб, заявлений, сообщений средств массовой информации и т.д.

В реестре хозяйствующих субъектов Управления Роспотребнадзора по Кабардино-Балкарской Республике (далее - Управление) зарегистрировано 2721 предпринимателей. Специалистами Управления в течение 1-го квартала 2017 года в отношение предпринимателей Кабардино-Балкарии была проведена 141 проверка, из них плановых проверок - 34 , внеплановых 136 ( по Приказам).

Плановые проверки были проведены преимущественно в отношении предпринимателей осуществляющих деятельность в сфере здравоохранения, сфере образования и социальной сфере, кратность проведения которых определена Постановление Правительства РФ от 23 ноября 2009 г. N 944 "Об утверждении перечня видов деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования и социальной сфере, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых плановые проверки проводятся с установленной периодичностью", а также в отношении предпринимателей, осуществляющих деятельность ресторанов и услуги по доставке продуктов питания.

Внеплановые проверки проведены в соответствии с приказом (распоряжением) руководителя Роспотребнадзора:

- Приказ Роспотребнадзора от 30.01.2017 №43 «О проведении внеплановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по розничной торговле алкогольной и спиртосодержащей продукции»

- розничная продажа спиртосодержащей непищевой продукции (Приказ Роспотребнадзора от 25.01.2017г № 31)

- в отношении производителей БАД и аптечных организаций, осуществляющих их реализацию (Приказ №752-1 от 29.08.2015г);

Составлено 74 протокола об административном правонарушении.

При квалификации правонарушений чаще всего применялись статьи:

-ст. 6.3 КоАП РФ «Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий» 25 протоколов;

-ст. 6.4 КоАП РФ «Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта» 5 протоколов;

ст. 6.6 КоАП РФ «Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения» 2 протокола;

-ст. 10.8 ч.1 КоАП РФ «Нарушение ветеринарно-санитарных правил перевозки, перегона или убоя животных либо правил заготовки, переработки, хранения или реализации продуктов животноводства, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи» 1 протокол;

-ст. 14.2 КоАП РФ «Незаконная продажа товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством» 2 протокола;

-ст. 14.8 ч.1 КоАП РФ «Нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы» 8 протоколов;

-ст. 14.15 КоАП РФ «Нарушение установленных правил продажи отдельных видов товаров» - 28 протоколов;

-ст. 14.43 ч.1 КоАП РФ «Нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.319.410.310.610.8частью 2 статьи 11.21статьями 14.3714.4414.4614.46.120.4 настоящего Кодекса» 2 протокола;

- ст. 14.45 КоАП РФ «Нарушение порядка реализации продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия» -1 протокол;

Вынесено  постановлений о назначении административного наказания, в том числе в виде штрафа 70 на общую сумму 248,5тыс.руб, в виде предупреждения – 4.

Судебных материалов в отношении индивидуальных предпринимателей не было. Все  дела рассмотрены в установленном порядке,  приняты решения (постановления) о назначении административного наказания в виде административного штрафа. Меры административного штрафа с конфискацией предмета административного правонарушения и административного приостановления деятельности не применялись.

За 1 квартал 2017 года постановлений Управления Роспотребнадзора по Кабардино-Балкарской Республике о назначении административного наказания в отношении субъектов предпринимательского сообщества обжаловано не было.

Следует отметить, что основными нарушениями, выявленными при проведении контрольно - надзорных мероприятий, являются нарушения требований законодательств и других нормативно-правовых актов выраженные в несвоевременном предоставление полной и достоверной информации о товарах, об услугах и исполнителе, по предоставлению услуг, оказываемых на основе возмездных договоров, нарушения правил продажи, отсутствие документов удостоверяющих качество и безопасность реализуемых товаров, несвоевременное прохождение периодических медицинских осмотров, а также неудовлетворительное санитарное состояние объектов. В большинстве случаев индивидуальные предприниматели знают о необходимости соблюдения данных требований, и тем не мене допускают данные правонарушения, скорее всего считая их малозначительными .

В ходе проведения  проверок в отношении хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в сфере торговли и  общественного питания выявляются в основном следующие нарушения:

-отсутствие сопроводительных документов, подтверждающие качество и безопасность пищевой продукции;

-отсутствие программы производственного контроля;

-отсутствие личной медицинской книжки и специальной санитарной одежды у работников предприятий;

-несвоевременное прохождение медицинского осмотра и гигиенического обучения;

-отсутствие складских и административно-бытовых помещений;

-отсутствие обособленных мест, для хранения уборочного инвентаря;

-отсутствие рукомойников, укомплектованных предметами личной гигиены

-осуществление продажи сыпучих товаров, кондитерских изделий, расфасованных и упакованных без ярлыков, содержащих сведения о наименовании товара, весе, цене за 1 кг., стоимости отвеса, дате фасовки.

-отсутствие информации о наименовании товара; место нахождения (адрес), фирменное наименование (наименование) изготовителя (продавца), место нахождения (адрес), сведения об обязательном подтверждении соответствия товаров в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, сведения об основных потребительских свойствах товара; срок службы (срок годности);

-отсутствие дератизационных и дезинсекционных мероприятий;

Кроме того, были допущены нарушения требования технических регламентов Таможенного союза ( ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции"; ТР ТС 033/2013 "О безопасности молока и молочной продукции"; TP ТС 022/2011 «Пищевая продукция в  части ее маркировки»)  а именно: осуществлялась реализация молока и молочной продукции в отсутствии товаросопроводительной документации, обеспечивающей прослеживаемость данной продукции.

В условиях значительного ограничения законных оснований для проведения плановых и внеплановых проверок, одной из действенных мер по профилактике и недопущению нарушений обязательных требований является активизация работы по информированию и просвещению как предпринимателей, так и потребителей, о положениях действующего законодательства в области защиты прав потребителей; для потребителей – разъяснения их законных прав и порядка защиты своих законных прав, для предпринимателей – об установленной законом ответственности за нарушения прав потребителей.

Так, например, с 1 января изменился порядок подачи жалобы в Управление Роспотребнадзора по Кабардино-Балкарской Республике.

«Согласно новой редакции подпункта «в» п. 2 части 2 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» необходимым условием для того, чтобы обращения граждан, потребительские права которых нарушены, могли стать законным основанием для проведения внеплановой проверки, будет являться подтверждение заявителем в его обращении в орган государственного контроля (надзора) факта того, что до обращения в Управление Роспотребнадзора по КБР (его территориальный орган) он «обращался за защитой (восстановлением) своих нарушенных прав к юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю и такое обращение не было рассмотрено либо требования заявителя не были удовлетворены».

Кроме того, не смогут служить основанием для проведения внеплановой проверки обращения и заявления, не позволяющие установить обратившееся лицо. Обращения и заявления, направленные заявителем в форме электронных документов, могут служить основанием для проведения внеплановой проверки только при условии, что они были направлены заявителем с использованием средств информационно-коммуникационных технологий, предусматривающих обязательную авторизацию заявителя в единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА).

Анонимность обращения или заявления либо заведомая недостоверность сведений, содержащихся в обращении или заявлении, ставших поводом для организации внеплановой проверки, выявленные после начала её проведения, являются основанием для принятия руководителем, заместителем руководителя органа государственного контроля (надзора) решения о прекращении такой проверки. При этом в отношении взыскания расходов, понесённых органом государственного контроля (надзора) в связи с рассмотрением обращений, содержащих заведомо ложные сведения, орган государственного контроля (надзора) вправе обратиться в суд с иском к соответствующему заявителю». Из этого следует, что до подачи жалобы в Управление Роспотребнадзора по КБР Вам необходимо обратиться с претензией к продавцу, исполнителю услуг. И только при факте не рассмотрения продавцом, исполнителем услуг Вашей претензии или отказа в её удовлетворении по Вашему заявлению будет проведена внеплановая проверка Управлением Роспотребнадзора по КБР. Кроме того, в Вашем заявлении должны быть указаны все Ваши идентификационные данные:

(ФИО полностью, адрес регистрации, телефон)

Следует отметить, что вышеуказанные дополнительные условия проведения проверки распространяются только на обращения и заявления граждан о нарушении прав потребителей. На случаи, поступления в Управление Роспотребнадзора по КБР обращений и заявлений граждан о фактах возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан или причинения такого вреда, т.е. когда в обращении указывается на нарушения требований санитарного законодательства (СанПиНов и др.) и законодательства о техническом регулировании, то организуются мероприятия по контролю в установленном Законом порядке и принимаются меры в рамках федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов.

С целью профилактики нарушений обязательных требований до предпринимательского сообщества доведена информация о размещении на сайте Управления Роспотребнадзора по Кабардино-Балкарской Республике Перечня актов, содержащих обязательные требования при осуществлении федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей и при осуществлении федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

Отдельно продемонстрированы возможности использования портала ГИС ЗПП, Единого реестра проверок, благодаря которым также обеспечивается прозрачность проверок и информационная открытость Управления Роспотребнадзора по Кабардино-Балкарской Республике для предпринимательского сообщества.

Следующая акция «День открытых дверей для предпринимателей» будет проводиться 13 июля 2017 года.


Вернуться в раздел