"Горячая" линия Горячая линия: 8 (8662) 40-54-85
старше 16
chasiki-small.png


baner75let_2020_2.jpg

Роспотребнадзор защищает права потребителей

10.08.2020

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере защиты прав потребителей и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Отделом защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Кабардино-Балкарской Республике реализация полномочий по защите прав потребителей в 1 полугодии 2020 года осуществлялась в следующих направлениях:

- реализация контрольно-надзорных функций

- рассмотрение обращений и заявлений

- судебная защита прав потребителей

- информирование и консультирование потребителей.

Контрольно-надзорные мероприятия

В 1 квартале текущего года на основании Приказа Руководителя ФС Роспотребнадзора № 1053 от 25.12.2019г. с целью предотвращения и прекращения возможной реализации в торговых точках некурительных никотинсодержащей продукции без соответствующих документов, предусмотренных техническими регламентами Таможенного союза проведено 20 внеплановых проверок в отношении хозяйствующих субъектов, реализующих табачную продукцию. Составлено 6 протоколов об административных правонарушениях по ст. 14.43 ч.2 КоАП РФ «Действия, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений», административные материалы направлены для рассмотрения в суд.

По жалобам потребителей в соответствии с мотивированными представлениями проведено 16 внеплановых проверок, в отношении ИП, юридических и должностных лиц составлено 19 протоколов об администартивных правонарушениях при оказании потребителям услуг туризма, связи, почтовых, оздоровительных, при продаже товаров. Административные дела возбуждены по статьям КоАП РФ: 14.4 ч.1 «Продажа товаров, не соответствующих образцам по качеству, выполнение работ либо оказание населению услуг, не соответствующих требованиям нормативных правовых актов, устанавливающих порядок (правила) выполнения работ либо оказания населению услуг», 14.15 «Нарушение правил продажи отдельных видов товаров», 14.8 ч.1 «Нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы», 14.8 ч.2 «Включение в договор условий, ущемляющих права потребителя, установленные законодательством о защите прав потребителей» КоАП РФ. Вынесено штрафов на сумму 204т.р.

В порядке статьи 8.2 Федерального закона №294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» выдано 9 предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований.

Во 2 квартале 2020 года проверки в сфере защиты прав потребителей не проводились в связи с ограничениями, установленными Постановлением Правительства РФ от 3 апреля 2020 года №438 «Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора) муниципального контроля».

            Во 2 квартале 2020 года специалисты отдела с целью предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной COVID-19, на основании положений статей 50, 51 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 31.01.2020. №3 «О проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий по недопущению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV», Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Постановления Правительства РФ от 2 апреля 2020 г. N 417 "Об утверждении Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации", Указа главы Кабардино-Балкарской Республики от 18 марта 2020 года № 19-УГ "О введении на территории Кабардино-Балкарской Республики режима повышенной готовности и принятии дополнительных мер по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)", проводили мероприятия по выдаче хозяйствующим субъектам предписаний о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. Всего выдано более 100 предписаний, проведено 90 проверок исполнения выданных предписаний. В результате проверок составлено 13 протоколов об адмнинистративном правонарушении по ст. 6.3 ч.2 КоАП РФ «Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий». Административные материалы переданы для рассмотрения по подведомственности в суд.

В ходе мероприятий по надзору в 1 полугодии 2020 года выявлены правонарушения: отсутствие документов, подтверждающих соответствие товаров, реализация товаров без сертификатов и деклараций о соответствии продукции, отсутствие полной и достоверной информации об изготовителе, продавце и товаре, включение в договор условий, ущемляющих законные права потребителей, и иные нарушения.

В сравнении с 1 полугодием 2019 года количество составленных протоколов в текущем году снизилось значительно (137 протоколов по 12 составам КоАП РФ в аналогичном периоде прошлого года, 38 протоколов по 6 составам в 1 полугодии текущего года).

Исполнено 17 постановлений на общую сумму 154т.р. (58% от сумм ыналоженной), на рассмотрении в судах находистя 19 административных материалов по статьям 6.3 ч.2, 14.43 ч.2 КоАП РФ.

 

О работе с обращениями граждан

В 1 полугодии 2020 года отделом рассмотрено 348 письменных обращения в которых содержались вопросы по защите прав потребителей.

Все поступившие заявления и обращения рассмотрены в порядке, установленном Федеральным Законом №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». С учетом ограничений, установленных Федеральным законом 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и Постановлением Правительства РФ от 3 апреля 2020 года №438 «Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора) муниципального контроля».

Заявителям направлены письменные ответы с информацией о результатах рассмотрения их обращений.

Жалобы содержали вопросы относительно различных сфер потребительского рынка: розничная продажа продовольственных и непродовольственных товаров – 46%, предоставление услуг ЖКХ-13%, долевое строительство – 4%, связи-10%, финансовых услуг-2%, бытовых услуг – 10%, туристические услуги- 2%, и других видов услуг – 13%.

Из 348 письменных жалоб и обращений, поступивших в Управление в отчетном периоде, по 303 обращениям даны соответствующие разъяснения.

20 обращений, в которых содержались вопросы, не относящиеся к полномочиям службы, в соответствии со ст. 8 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан» направлены для рассмотрения по подведомственности:

- жалобы, в которых содержатся вопросы порядка предоставления услуг по управлению многоквартиным домом, качество услуг ЖКХ направлялись в Государственный комитет КБР по тарифам, энергетике и жилищному надзору;

- жалобы на качество услуг связи (интернет, телефон) направлены в Управление Роскомнадзора по КБР;

-жалобы на действия страховых компаний при заключении договора ОСАГО, иных договоров страхования направлены в Службу по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России.

16 обращений явились основанием для проведения проверок.

По результатам проведенных внеплановых проверок 19 виновных лиц привлечено к административной ответственности. Назначено административных штрафов на сумму 204 тыс.руб.

В результате рассмотрения обращений в добровольным досудебном порядке потребителям возвращены денежные средства на общую сумму 201 т.р., деньги возвращались за товары ненадлежащего качества (мебель, обувь, одежда, технически сложные товары).

Наряду с мероприятиями по непосредственному рассмотрению поступающих письменных обращений потребителей специалистами по защите прав потребителей ведется очень большая работа по устному консультированию обращающихся как по телефону, так и на приеме в Управлении.

        В Управлении Роспотребнадзора по КБР работает «Общественная приемная» и «горячая линия». В соответствии с приказами Управления от 20.02.2007г. № 12 «Об образовании «Общественной приемной Управления» и от 05.03.2009г., № 279 «Об организации работы «Горячей линии» в Роспотребнадзоре» определен порядок и время работы. На сайте и информационном стенде Управления размещена вся доступная информация по «Общественной приемной» и «Горячей линии».

         Личный прием потребителей, а также консультирование по телефону в Управлении ведется как специалистами по защите прав потребителей, так и в Общественной приемной совместно с помощником руководителя. На «горячую линию» обращаются потребители и получают квалифицированные разъяснения по разрешению возникающих вопросов и споров при приобретении товаров, оказании услуг.

Все граждане, обратившиеся в Общественную приемную и в отдел защиты прав потребителей, получают подробные разъяснения законодательства применительно к конкретным ситуациям, специалисты разъясняют потребителям порядок действий для разрешения спорных ситуаций, защиты своих нарушенных прав. За 1 полугодие 2020 года по телефону и на личном приеме специалисты проконсультировали и дали разъяснения более чем 200 обратившимся с различными вопросами гражданам.

 

О реализации полномочий по судебной защите прав потребителей

          Одним из способов осуществления правозащитной функции государства является участие государственных органов, в том числе органов Роспотребнадзора, в гражданском процессе для защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов неопределенного круга потребителей.

 

Наряду с применением административных мер в отношении хозяйствующих субъектов, в текущем году продолжалась работа по реализации полномочий, закрепленных ст. 40 Закон РФ «О защите прав потребителей», связанной с защитой прав потребителей в судебном порядке.

В 1 полугодии 2020 года специалисты Управления Роспотребнадзора по Кабардино-Балкарской Республике участвовали в судебных заседаниях по защите прав потребителей при рассмотрении исков в защиту прав потребителей, в целях дачи заключения по делу в защиту прав потребителя.

Специалистами отдела защиты прав потребителей было подготовлено 11 заключений в целях защиты прав потребителей с последующим участием в судебных заседаниях. 9 решений судами вынесено о полном или частичном удовлетворении требований потребителей, присуждено в пользу потребителей денежных средств 1000т.р., из них компенсации морального вреда 100 т.р. Два иска в ащиту прав потребителя находится в стадии рассмотрения.

   

ГИС ЗПП

Управление Роспотребнадзора по Кабардино-Балкарской Республике напоминает, что с декабря 2015 года приказом Роспотребнадзора введена в эксплуатацию Государственная информационная система по защите прав потребителей (ГИС ЗПП).

ГИС ЗПП содержит модули, в которых размещается самая актуальная информация, это нормативно-правовые акты по защите прав потребителей, информационно-аналитические материалы, новости, судебная практика, справочник потребителя, виртуальная приемная.

Напоминаем, что ознакомится с самой актуальной информацией в ГИС ЗПП, а также задать интересующий вопрос возможно по ссылке http://zpp.rospotrebnadzor.ru.


Вернуться в раздел