"Горячая" линия Горячая линия: 8 (8662) 40-54-85
старше 16

19 апреля 2018 года состоится публичное обсуждение правоприменительной практики Управления Роспотребнадзора по Кабардино-Балкарской Республике за 1 квартал 2018 года

06.04.2018

19.04.2018 года в 10:00 в Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кабардино-Балкарской Республике состоится публичное обсуждение результатов правоприменительной практики Управления за 1 квартал 2018 года.

Место проведения – г.Нальчик, ул. Кешокова, 96. Актовый зал

В целях обеспечения обсуждения доклада о правоприменительной практике контрольно-надзорной деятельности Управления Роспотребнадзора по Кабардино-Балкарской Республике за 1 квартал 2018 года представители бизнес-сообщества могут задать вопрос с помощью сервиса для сбора вопросов (обращений), замечаний и комментариев по докладу, в том числе можно прислать на электронный адрес kbr @07.rospotrebnadzor.ru.

Приглашаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, в отношении которых были проведены проверки в соответствии с планом на 2017 год и запланированные на 2018 год по всем видам контрольно-надзорной деятельности.

В публичном обсуждении примут участие представители общероссийских и общественных объединений предпринимательского сообщества и другие заинтересованные организации.


Контактные телефоны: 8(8662) 422477, 8 (8662) 405485


ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА

(РОСПОТРЕБНАДЗОР)

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кабардино- Балкарской Республике




ДОКЛАД

по правоприменительной практике
Управления Роспотребнадзора
по Кабардино-Балкарской Республике за 1 квартал 2018 года.



Отдел санитарного надзора 1 кв.2018г

По результатам проведенных проверок и иных контрольно-надзорных мероприятий должностными лицами отдела санитарного надзора Управления за 1 кв. 2018г был составлено 36 протоколов об административном правонарушении, что практически на уровне аналогичного периода 2016г. – 39. При этом 71 % выявленных правонарушений приходится на нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства.

Кроме этого, за 1 кв. 2018г. по материалам, подготовленным должностными лицами Управления, судами была применена мера административной ответственности в виде приостановления деятельности к 1 объекта (в 2017 г. к 1). Данная форма ответственности применяется в связи с возникновением угрозы причинения вреда. Выдано 1 Предостережение (в 2017г-0).

Как правило, к таким нарушениям относятся:

- отсутствие холодного и горячего водоснабжения, и соответственно не проведение ежемесячных генеральных уборок с дезинфекцией помещений, оборудования, инвентаря (посуды); - несоблюдение персоналом правил личной гигиены, а также отсутствие необходимых условий для соблюдения данных правил; - не прохождение персоналом предварительных и периодических медицинских осмотров. Для организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих производство и оборот пищевой продукции, а также оказание услуг общественного питания, также основанием для применения меры административной ответственности в виде приостановления деятельности могут послужить отсутствие необходимой маркировки на пищевой продукции (в том числе в части 4 указания сроков их годности), а также отсутствие товаросопроводительной документации, обеспечивающей прослеживаемость пищевой продукции; несоответствие продуктов питания требованиям безопасности и несоблюдение технологических процессов при изготовлении пищевых продуктов.

1. О правоприменительной практике за 1кв 2018 года по направлению деятельности «Гигиена детей и подростков». Проверки, выявленные типовые и массовые нарушения обязательных требований («как делать нельзя»), принятые меры. Рекомендации по устранению выявленных нарушений («как делать нужно»).

В 1 кв. 2018 года проведено 17 проверок детских и подростковых организаций, в том числе 11 плановые (64,7%) и 6 внеплановых (35,3%) проверок.

Внеплановые проверки проведены:

по контролю предписания – 5 (83,3%), по поступившим обращениям с прокуратуры – 1 (16,6%).

Проверено 19 объектов, в том числе:

6 дошкольных организаций,11 школ,2 прогимназии

В ходе проведённых обследований в 89% случаях выявлены нарушения требований санитарного законодательства, выявлено 22 нарушения.

Информация о нормативных документах, нарушение требований которых наиболее часто выявлялось в 1 кв 2018 года.

1.                 СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»

2.                 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях»

3.                 Приказ Минздравсоцразвития № 302-н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда»

4.                 СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».

Перечень основных нарушений и информация о том, как должно быть в соответствии с СанПиНом:

-нарушение сроков, отсутствие данных о прохождении сотрудниками гигиенического обучения, медицинских обследований и профилактических прививок,

-нарушения маркировки и использования разделочного инвентаря, оборудования, отсутствие «воздушных разрывов» в моечных ваннах,

Должно быть:

«В целях предупреждения инфекционных заболеваний разделочный инвентарь закрепляется за каждым цехом и имеет специальную маркировку.

Разделочные доски и ножи маркируются в соответствии с обрабатываемым на них продуктом: "СМ" - сырое мясо, "СР" - сырая рыба, "СО" - сырые овощи, "ВМ" - вареное мясо, "ВР" - вареная рыба, "ВО" - вареные овощи, "МГ" - мясная гастрономия, "Зелень", "КО" - квашеные овощи, "Сельдь", "Х" - хлеб, "РГ" - рыбная гастрономия.

Допускается наносить на разделочный инвентарь цветовую маркировку вместе с буквенной маркировкой в соответствии с обрабатываемым на них продуктом. Разделочный инвентарь для готовой и сырой продукции должен хранится раздельно».

ненадлежащее состояние внутренней отделки помещений, в том числе стен, потолков, полов и не своевременное устранение дефектов,

Должно быть:

«Потолки и стены всех помещений должны быть гладкими, без щелей, трещин, деформаций, признаков поражений грибком и допускающими проводить их уборку влажным способом с применением дезинфицирующих средств». «Полы во всех помещениях должны быть без щелей, дефектов и механических повреждений».

нарушения режима уборки помещений и приготовления растворов для проведения дезинфекции,

Должно быть:

«Все помещения общеобразовательной организации подлежат ежедневной влажной уборке с применением моющих средств.

Туалеты, столовые, вестибюли, рекреации подлежат влажной уборке после каждой перемены.

Уборку учебных и вспомогательных помещений проводят после окончания уроков, в отсутствие обучающихся, при открытых окнах или фрамугах. Если общеобразовательная организация работает в две смены, уборку проводят по окончании каждой смены: моют полы, протирают места скопления пыли (подоконники, радиаторы и др.)

Для проведения уборки и дезинфекции в общеобразовательной организации и интернате при общеобразовательной организации используют моющие и дезинфицирующие средства, разрешенные в установленном порядке к применению в детских учреждениях, соблюдая инструкции по их применению».

нарушения требований к искусственной освещенности (в основном по коэффициенту пульсации),

нарушения требований к параметрам микроклимата (в основном по параметру «относительная влажность»).

Административные меры

По фактам выявленных нарушений в образовательных учреждениях составлено 13 протоколов об административном правонарушении вынесено 13 постановлений о наложении административных взысканий на сумму 65тыс. рублей. В отношении юридических лиц вынесено 1 постановление о наложении административных взысканий на сумму -10 тыс. руб.

За нарушение санитарно-эпидемиологических требований к условиям воспитания и обучения по ст. 6.7.ч.1 вынесено 8 постановлений – 84.7%.

За нарушение санитарно-эпидемиологических требований к условиям воспитания и обучения по ст. 6.7.ч.2 вынесено 1 постановление – 4.7%.

За нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания в детских и подростковых организациях по статье 6.6. вынесено 1 постановлений -4,7%.

Дано 8 предписаний об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

2. О правоприменительной практике за 1 кв 2018 года по направлению деятельности «Коммунальная гигиена». Проверки, выявленные типовые и массовые нарушения обязательных требований («как делать нельзя»), принятые меры. Рекомендации по устранению выявленных нарушений («как делать нужно»).

За 1квартал 2018 года было проведено 17 контрольно-надзорных мероприятий в отношении 14 объектов. Нарушение требований санитарных норм и правил было выявлено по результатам 15 проверок (82,3 %), на 12 объектах (70,5 % от числа проверенных объектов).

Структура проведенных контрольных мероприятий:

- 12 (70,5%) – плановые проверки,

- 3 (17,6%) – внеплановые проверки,

- 2 (11,7%) – административные расследования.

Информация о нормативных документах нарушение требований которых наиболее часто выявлялось в 1 кв 2018 года.

1. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов. Новая редакция.

2. СанПиН 2.1.7.1322-03 Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления.

3. СанПиН 42-128-4690-88 Санитарные правила содержания территорий населенных мест.

4. СанПиН 2.1.4.1110-02 Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения.

Основные нарушения СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», при проведении мероприятий по контролю за 1 кв. 2018г.

1) п.п. 1.2., 2.1.1. При визуальном осмотре территории населенного пункта обнаружены несанкционированные свалки твердых бытовых отходов.

Перечень основных статей КоАП РФ, за нарушение которых в 1кв. 2018 года принимались меры административного воздействия.

Ст. 6.3. КоАП РФ (нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий):

1) не осуществляется производственный контроль в соответствии с утвержденной программой производственного контроля, а именно, не организовано проведение лабораторных исследований и испытаний атмосферного воздуха, почвы, питьевой воды;

По результатам надзорных мероприятий, проведенных специалистами Управления Роспотребнадзора по Кабардино- Балкарской Республике и территориальных отделов Управления по разделу надзора по коммунальной гигиене, приняты следующие виды административного воздействия:

- наложено 8 административных штрафа на сумму 8.0 тыс. рублей.

- направлено 4 предложения в органы местного самоуправления о реализации мер по улучшению санитарно-эпидемиологической обстановки и выполнению требований санитарного законодательства. Выдано 1 Предостережение.

СанПиН 42-128-4690-88 Санитарные правила содержания территорий населенных мест.

2. Система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятии торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из неканализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта) в соответствии с Генеральной схемой очистки населенного пункта.

3. О правоприменительной практике за 1 кв 2018 года по направлению деятельности «Гигиена труда». Проверки, выявленные типовые и массовые нарушения обязательных требований («как делать нельзя»), принятые меры. Рекомендации по устранению выявленных нарушений («как делать нужно»).

Всего было проведено 5 плановых проверок, 2 внеплановые проверки, Проверены 7 объектов (8 юридических лиц и индивидуальных предпринимателей), из них на 5 (71.4%) объектах установлены нарушения требований НД.

Основные нарушения в части несоблюдения требований санитарного законодательства по направлению гигиена труда, выявляются в части несоблюдения производственного контроля и обязательных медицинских осмотров, как его неотъемлемой части.

В большинстве проверок по направлению гигиена труда на территории Кабардино - Балкарской Республики регистрировались несоответствие требованиям следующих нормативных документов:

1.     Приказа 302 н об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.

2.     СП 2.2.2.1327-03 Гигиенические требования к организации технологических процессов, производственному оборудованию и рабочему инструменту.

3.     СанПиН 2.2.0.555-96 Гигиенические требования к условиям труда женщин.

4.     СП 1.1.1058-01 Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.

5.     СанПиН 2.2.2.540-96 Гигиенические требования к ручным инструментам и организации работ.

6.     2.2.5.1313-03 Предельно допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ в воздухе рабочей зоны.

Производственный контроль

Основные нарушения юридических лиц при проведении производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.

При анализе Программ производственного контроля за условиями труда выявляются следующие недостатки:

            - Не определен перечень должностных лиц, на которых возложены функции по осуществлению производственного контроля.

           -Не определен перечень должностей работников, подлежащих медицинским осмотрам и вакцинопрофилактике. Перечень профессий и вредные производственные факторы отражается не в полном объеме.

При анализе документов имеется несоответствие между программой «организации лабораторного контроля факторов производственной среды и трудового процесса с контингентами и поименными списками лиц, подлежащим периодическим медицинским осмотрам по численности рабочих.

      На 3 объектах не были определены номенклатура объем и периодичность лабораторных исследований и испытаний, либо номенклатура не имела в своем составе каких-либо факторов.

Так же к часто встречаемым нарушениям по направлению гигиены труда можно отметить следующее:

-Работники организаций в полной мере не обеспечивались спецодеждой, спец обувью и другими средствами индивидуальной защиты (СИЗ) от воздействия опасных и вредных производственных факторов, допускаются работы без предусмотренных спецодежды и СИЗ что не соответствует СП 2.2.2.1327-03 Гигиенические требования к организации технологических процессов, производственному оборудованию и рабочему инструменту.

     Составлено 5 протоколов, наложено 5 штрафов на сумму 23тыс. рублей, из них на ю/л 2 постановления. С целью исполнения требования санитарного законодательства, работодателю необходимо своевременно актуализировать программу производственного контроля с учётом происходящих изменений нормативных документов, проводить лабораторные измерения на рабочих местах, обеспечивать условия необходимые для проведения медицинских осмотров работников. Кроме того, необходимо обращать пристальное внимание на реализацию требований к обеспечению условий труда женщин.

4. О правоприменительной практике за 1 кв 2018 года по направлению деятельности «Гигиена питания». Проверки, выявленные типовые и массовые нарушения обязательных требований («как делать нельзя»), принятые меры. Рекомендации по устранению выявленных нарушений («как делать нужно»)

Проведены мероприятия, в т.ч.:

Проверки – 12:

- плановая выездная проверка – 4 (20%)

- внеплановая проверка – 8 (80%), в т.ч.:

- Приказ Роспотребнадзора на основании Поручения Правительства РФ – 8 (40.0%)

- жалоба, обращение, поступившая информация – 6 (30.0%)

Иные – 3:

- проверка прокуратуры с привлечением должностных лиц Управления – 2 (66.6%)

- административное расследование – 1(33.3%)

Структура проверенных «пищевых» предприятий по типам организаций

за 1 кв. 2018г.

- продовольственная торговля – 8 (80.0%), с нарушениями – 8 (100%),

- предприятия общественного питания – 2 (20%), с нарушениями 2 (100%).

Информация о НД, которые чаще всего нарушались за 1кв. 2018:

1) ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции»;

2) ТР ТС 022/2011 «Пищевая продукция в части ее маркировки»;

3) СП 2.3.6.1066-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов»;

4) СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья»;

5) СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий»;

8) Приказ Минздравсоцразвития РФ № 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда»;

Основные нарушения ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции»:

- ст. 10 п. 3: Для обеспечения безопасности пищевой продукции в процессе ее производства (изготовления) должны разрабатываться, внедряться и поддерживаться следующие процедуры:

1) проведение контроля за продовольственным (пищевым) сырьем, технологическими средствами, упаковочными материалами, изделиями, используемыми при производстве (изготовлении) пищевой продукции, а также за пищевой продукцией средствами, обеспечивающими необходимые достоверность и полноту контроля;

2) соблюдение условий хранения и перевозки (транспортирования) пищевой продукции;

3) содержание производственных помещений, технологического оборудования и инвентаря, используемых в процессе производства (изготовления) пищевой продукции, в состоянии, исключающем загрязнение пищевой продукции;

4) выбор способов и обеспечение соблюдения работниками правил личной гигиены в целях обеспечения безопасности пищевой продукции.

5) ведение и хранение документации на бумажных и (или) электронных носителях, подтверждающей соответствие произведенной пищевой продукции требованиям, установленным настоящим техническим регламентом и (или) техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции;

Основные нарушения ТР ТС 022/2011 «Пищевая продукция в части ее маркировки»:

- ст. 4 ч. 4.1: Требования к маркировке упакованной пищевой продукции:

1. Маркировка упакованной пищевой продукции должна содержать следующие сведения:

1) наименование пищевой продукции;

2) состав пищевой продукции, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7 части 4.4 настоящей статьи и если иное не предусмотрено техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции;

3) количество пищевой продукции;

4) дату изготовления пищевой продукции;

5) срок годности пищевой продукции;

6) условия хранения пищевой продукции, которые установлены изготовителем или предусмотрены техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции. Для пищевой продукции, качество и безопасность которой изменяется после вскрытия упаковки, защищавшей продукцию от порчи, указывают также условия хранения после вскрытия упаковки;

7) наименование и место нахождения изготовителя пищевой продукции или фамилия, имя, отчество и место нахождения индивидуального предпринимателя - изготовителя пищевой продукции (далее - наименование и место нахождения изготовителя), а также в случаях, установленных настоящим техническим регламентом Таможенного союза, наименование и место нахождения уполномоченного изготовителем лица, наименование и место нахождения организации-импортера или фамилия, имя, отчество и место нахождения индивидуального предпринимателя-импортера (далее - наименование и место нахождения импортера);

8) рекомендации и (или) ограничения по использованию, в том числе приготовлению пищевой продукции в случае, если ее использование без данных рекомендаций или ограничений затруднено, либо может причинить вред здоровью потребителей, их имуществу, привести к снижению или утрате вкусовых свойств пищевой продукции;

9) показатели пищевой ценности пищевой продукции с учетом положений части 4.9 настоящей статьи;

10) сведения о наличии в пищевой продукции компонентов, полученных с применением генно-модифицированных организмов (далее - ГМО).

11) единый знак обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза».

Пример выявленных нарушений: При проведении плановой выездной проверки предприятия продовольственной торговли установлено, что упакованная пищевая продукция не имеет маркировки (листов-вкладышей) – овощи свежие, фрукты свежие, рыба свежемороженая.

Пример выявленных нарушений: При проведении внеплановой выездной проверки магазина выявлено, что индивидуальным предпринимателем допущена реализация хлебобулочной продукции без указания информации о товаре и его производителе, без указания даты и времени изготовления на маркировке.

Основные нарушения СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий».

- п. 4.1: «Производственный контроль осуществляется с применением лабораторных исследований, испытаний на следующих категориях объектов:

а) промышленные предприятия (объекты): рабочие места, производственные помещения, производственные площадки (территория), граница санитарно-защитной зоны, сырье для изготовления продукции, полуфабрикаты, новые виды продукции производственно-технического назначения, продукция пищевого назначения, новые технологические процессы (технологии производства, хранения, транспортирования, реализации и утилизации) …».

Пример выявленных нарушений: При проведении плановой выездной проверки предприятий продовольственной торговли установлено, что не проводится в полном объеме производственный лабораторный контроль в соответствии с утвержденной программой производственного контроля на рабочих местах по ФПС и ФТП, за пищевой продукцией и водой.

- п. 7.8. «Все пищевые продукты в складских помещениях, охлаждаемых камерах, подсобных помещениях и т.п. должны храниться на стеллажах, поддонах или подтоварниках, изготовленных из материалов, легко поддающихся мойке и дезинфекции, и высотой не менее 15 см от пола».

Пример выявленных нарушений: При проведении плановой выездной проверки предприятия торговли установлено, что допускается хранение пищевых продуктов (консервированная продукция, напитки безалкогольные, вода бутилированная» вне складских помещений – в коридорах, непосредственно на полу без подтоварников.

- п. 8.24:. «В организациях торговли запрещается реализация продукции:

- без наличия качественного удостоверения (для продукции российского производства), сопроводительных документов, подтверждающих их происхождение, качество и безопасность;

- с нарушением целостности упаковки и в загрязненной таре, без этикеток (или листов-вкладышей);

- при отсутствии необходимых условий для соблюдения температурных и влажностных условий хранения;

- загнивших, испорченных, с нарушением целостности кожуры овощей и фруктов;

- дефростированных и повторно замороженных пищевых продуктов и продовольственного сырья;

- домашнего приготовления;

- с истекшими сроками годности;

- не расфасованной и неупакованной, кроме групп продуктов, определенных законодательством Российской Федерации;

- без наличия на этикетке (листе-вкладыше) информации, наносимой в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, а также нормативной и технической документации».

Пример выявленных нарушений: При проведении внеплановой выездной проверки предприятия торговли установлено, что допускается реализация с нарушением целостности кожуры овощей и фруктов (томаты свежие, бананы и т.д.), продукции без маркировки (листов-вкладышей) с информацией для потребителя об изготовителе, дате выработки, сроке годности и т.д. (свежие овощи и фрукты).

- п. 14.1. «Руководитель организации торговли обеспечивает:

- наличие в каждой организации торговли настоящих санитарных правил;

-выполнение требований санитарных правил всеми работниками организации торговли;

- организацию производственного контроля;

Основные нарушения СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья»:

- п. 5.16. «В организациях общественного питания должен проводиться косметический ремонт (побелка и покраска помещений, профилактический ремонт санитарно-технического и технологического оборудования) по мере необходимости и его покраска»,

- п.7.11. «Продукты следует хранить согласно принятой классификации по видам продукции: сухие (мука, сахар, крупа, макаронные изделия и др.); хлеб; мясные, рыбные; молочно-жировые; гастрономические; овощи и фрукты.

При хранении пищевых продуктов необходимо строго соблюдать правила товарного соседства, нормы складирования, сроки годности и условия хранения. Продукты, имеющие специфический запах (специи, сельдь и т.д.), следует хранить отдельно от продуктов, воспринимающих посторонние запахи (масло сливочное, сыр, яйцо, чай, соль, сахар и др.)».

- п. 15.1.«Руководитель организации обеспечивает:

- наличие на каждом предприятии настоящих санитарных правил;

-выполнение требований санитарных правил всеми работниками предприятия;

Принятые меры по результатам проведенных проверок

за 1 кв. 2018г.

Основные статьи КоАП РФ, по которым виновные лица привлечены к административной ответственности:

-ст.6.6. «Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения»;

- ч.1 ст.14.43 «Нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям».

Отдел эпидемиологического надзора

За первый квартал 2018 года специалисты отдела эпидемиологического надзора приняли участие в 30 проверках , в том числе 22 плановых и 8 внеплановых.

В ходе контрольно-надзорных мероприятий, проведена проверка 19 медицинских организаций, в ходе которых выявлено 34 нарушения. Составлено 23 протокола об административном правонарушении ( статьи 6.3 и 14.4 ч.1 КоАП ), вынесено 22 постановления о наложении штрафа на общую сумму 29100 рублей, вынесено 1 предупреждение. (слайд № 1)

Среди наиболее часто встречаемых нарушений, выявляемых при проведении проверок медицинских организации являются:

Нарушения требований СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» (слайд № 2):

Допускаемые нарушения:

1.     Неправильная постановка пробы по контролю качества предстерилизационной очистки медицинских инструментов и учет ее в журналах не по установленной форме (форма № 366у)

Мероприятия, которые следует проводить:

В соответствии с требованиями СанПин ( пункт 2.14 главы II)   контролю подлежат: в стерилизационной - 1% от каждого наименования изделий, обработанных за смену; при децентрализованной обработке - 1% одновременно обработанных изделий каждого наименования, но не менее трех единиц. Результаты контроля регистрируют в журнале. (слайд №3)

2. Неверно ведется учет стерилизации изделий медицинского назначения, а именно не указывается наименование стерилизуемых изделий, журналы учета стерилизации ведутся не по установленной форме ( форма 257у)

- Мероприятия, которые следует проводить: «Как делать нужно»

В соответствии с требованиями СанПин ( пункт 2.24 главы II)   Учет стерилизации изделий медицинского назначения ведут в журнале по учетной статистической форме, с четким указанием наименования стерилизуемых изделий, их количества и упаковки, в которой проводится стерилизация. (слайд №4 )

3.После стерилизации медицинских инструментов без упаковки, проводится перенос их из кабинета в кабинет, что запрещено требованиями СанПина

Мероприятия, которые следует проводить: «Как делать нужно»

В соответствии с требованиями СанПин (пункт 2.26, 2.27 главы II) Все изделия, простерилизованные в неупакованном виде, целесообразно сразу использовать по назначению. Запрещается перенос их из кабинета в кабинет. При необходимости инструменты, простерилизованные в неупакованном виде одним из термических методов, после окончания стерилизации допускается хранить в разрешенных к применению в установленном порядке бактерицидных (оснащенных ультрафиолетовыми лампами) камерах в течение срока, указанного в руководстве по эксплуатации оборудования, а в случае отсутствия таких камер - на стерильном столе не более 6 ч.

(слайд №5)

4. При стерилизации изделий в неупакованном виде воздушным методом допускается хранение простерилизованных изделий в воздушном стерилизаторе и их использование по мере необходимости

Мероприятия, которые следует проводить: »Как делать нужно»

В соответствии с требованиями СанПин (пункт 2.30 главы II) При стерилизации изделий в неупакованном виде воздушным методом не допускается хранение простерилизованных изделий в воздушном стерилизаторе и их использование на следующий день после стерилизации. (слайд № 6)

5. На бирке бикса (упаковочном пакете) с простерилизованными инструментами и материалом не указывается дата, время вскрытия и подпись вскрывавшего

Мероприятия, которые следует проводить: »Как делать нужно»

В соответствии с требованиями СанПин (пункт 4.5 главы III) Перед извлечением простерилизованных материалов и инструментов (до вскрытия стерилизационных коробок/упаковок):

- визуально оценивают плотность закрытия крышки стерилизационной коробки или целость стерилизационной упаковки однократного применения;

- проверяют цвет индикаторных меток химических индикаторов, в том числе на стерилизационных упаковочных материалах;

- проверяют дату стерилизации;

- на бирке бикса, упаковочном пакете ставят дату, время вскрытия и подпись вскрывавшего. (слайд №7)

6. Эксплуатация бактерицидных камер для хранения стерильных инструментов ведется с нарушениями, а именно допускается совместное хранение стерильных и не стерильных материалов и инструментов, нарушаются сроки обработки бактерицидных камер.

Мероприятия, которые следует проводить: »Как делать нужно»

В соответствии с требованиями СанПин (пункт 2.27 главы II) При необходимости инструменты, простерилизованные в неупакованном виде одним из термических методов, после окончания стерилизации допускается хранить в разрешенных к применению в установленном порядке бактерицидных (оснащенных ультрафиолетовыми лампами) камерах в течение срока, указанного в руководстве по эксплуатации оборудования. (слайд №8)

7.На емкостях с дезинфицирующими растворами отсутствует четкие надписи или этикетки с указанием средства, его концентрации, назначения, даты приготовления, предельного срока годности раствора

Мероприятия, которые следует проводить:»Как делать нужно»

В соответствии с требованиями СанПин (пункт 1.11 главы II) Емкости с дезинфицирующими, моющими и стерилизующими средствами должны быть снабжены крышками, иметь четкие надписи с указанием названия дезинфицирующего средства, его концентрации, назначения, даты приготовления рабочих растворов (слайд №9)

8. Не организован производственный контроль за соблюдением санитарно-гигиенического режима с проведением инструментальных измерений

Мероприятия, которые следует проводить: «Как делать нужно»

В соответствии с требованиями СанПин (пункт 1.7 главы I) Администрация медицинской организации обязана организовать производственный контроль за соблюдением санитарно-гигиенического и противоэпидемического режимов с проведением лабораторно-инструментальных исследований и измерений в соответствии с действующими нормативными документами. (слайд № 10)

9. Не проводится/не в полном объеме проводится бактериологический контроль стерилизаторов

Мероприятия, которые следует проводить: «Как делать нужно»

В соответствии с требованиями СанПин (пункт 2.36 главы II) Стерилизаторы подлежат бактериологическому контролю после их установки (ремонта), а также в ходе эксплуатации не реже двух раз в год в порядке производственного контроля. (слайд №11)

10. После выписки больных из отделения матрацы, подушки, одеяла не подвергаются дезинфекционной камерной обработке

Мероприятия, которые следует проводить: «Как делать нужно»

В соответствии с требованиями СанПин (пункт 11.20 главы I) После выписки (смерти) больного, а также по мере загрязнения матрацы, подушки, одеяла должны подвергаться дезинфекционной камерной обработке. В случае использования для покрытия матрацев чехлов из материала, допускающего влажную дезинфекцию, камерная обработка не требуется. Дезинфекционной обработке подлежат кровать и тумбочка пациента. В медицинской организации должен быть обменный фонд постельных принадлежностей, для хранения которого предусматривается специальное помещение. (слайд № 12)

11.Некачественно проводятся дезинфекционные мероприятия в медицинской организации, при проведении контрольно-надзорных мероприятий получены положительные посевы с объектов внутрибольничной среды

Мероприятия, которые следует проводить: «Как делать нужно»

В соответствии с требованиями СанПин (пункт 1.1 главы II) В целях профилактики внутрибольничных инфекций (далее - ВБИ) в медицинской организации (далее - МО) осуществляются дезинфекционные и стерилизационные мероприятия, которые включают в себя работы по профилактической и очаговой дезинфекции, дезинсекции, дератизации, обеззараживанию, предстерилизационной очистке и стерилизации изделий медицинского назначения. (слайд № 13)

12.Выявляются нарушения по организации вакцинации сотрудников ( отсутствуют данные о вакцинации, отсутствуют данные о вакцинации и/или ревакцинации против кори, отсутствуют данные о ревакцинации против дифтерии и столбняка каждые 10 лет)

Мероприятия, которые следует проводить: «Как делать нужно»

В соответствии с требованиями СанПин (пункт 15.1 главы I) 15.1. Профилактическая иммунизация персонала проводится в соответствии с национальным и региональным календарем профилактических прививок. (слайд № 14)

Нарушения требований СП 3.1/3.2.3146-13 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней»

13.            Не подается экстренное извещение о регистрации случая инфекционного заболевания

Мероприятия, которые следует проводить: «Как должно быть»

В соответствии с требованиями СП (пункт 12.1) О каждом случае инфекционной (паразитарной) болезни, носительства возбудителей инфекционной (паразитарной) болезни или подозрения на инфекционную (паразитарную) болезнь, а также в случае смерти от инфекционной (паразитарной) болезни медицинские работники медицинских, образовательных, оздоровительных и других организаций, индивидуальные предприниматели, осуществляющие медицинскую деятельность, обязаны в течение 2 часов сообщить по телефону, а затем в течение 12 часов в письменной форме (или по каналам электронной связи) представить экстренное извещение в территориальный орган, уполномоченный осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, по месту выявления больного (независимо от места его нахождения). (слайд № 15 )

Отдел защиты прав потребителей

        

В 1 квартале 2018 года отделом проведено 29 проверок, в том числе плановых-11, внеплановых -18, из них по контролю выданного предписания-3, по приказам Роспотребнадзора №843, 943 и постановлению Главного санитарного врача РФ №130 - 14, по жалобам- 4. Также с целью рассмотрения обращений граждан проведено 2 административных расследования.

В ходе проверок выявлялись нарушения обязательных требований законодательства в области защиты прав потребителей и технического регулирования.

Информация о НД, нарушения которых выявлялись в ходе контрольно-надзорных мероприятий (за 1 кв. 2018):

(Слайд №1)

1.                 Закон РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей»

2.                 Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ «О техническом регулировании»

3.                 Постановление Правительства РФ от 15.08.1997 г. N 1025 «Об утверждении Правил бытового обслуживания населения в Российской Федерации»

4.                 Постановление Правительства РФ от 19.01.1998 N 55 «Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров

5.                 Постановление Правительства РФ от 04.10.2012 N 1006 «Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг»

6.                 Правила оказания платных образовательных услуг, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 2013 г. N 706

7.                 ТР ТС 007/2011 «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков»

8.                 ТР ТС 017/2011 «О безопасности продукции легкой промышленности»

Основные нарушения

Основными нарушениями в сфере реализации продовольственных и непродовольственных товаров являются: (Слайд №2)

-несоблюдение требований технических регламентов

-введение потребителей в заблуждение относительно страны происхождения товара, о потребительских свойствах товара.

- отсутствие информации о товаре на русском языке, об изготовителе, его месте нахождения;

- отсутствие или ненадлежащее оформление товарно-сопроводительной документации;

- нарушение правил продажи отдельных видов товаров (отсутствие ценников, отсутствие книги отзывов и предложений; и пр.);

-отсутствие вывески с указанием необходимой информации о продавце (исполнителе).

Пример 1.

При проведении внеплановой выездной проверки по обращению потребителя установлено, что продавец отказал в удовлетворении законного требования потребителя без проведения экспертизы товара при наличии спора о причинах возникновения его недостатка.

Данные факты свидетельствуют о нарушении п. 28 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 г. № 55, согласно которых, потребитель в установленные законом сроки вправе требовать расторжения договора купли-продажи товара при обнаружении недостатков, продавец обязан принять товар у потребителя, при необходимости провести проверку качества, а в случае возникновения спора относительно причины возникновения недостатка – провести экспертизу в установленный законом срок.

Как делать нужно (Слайд №3)

Продавец обязан принять товар у потребителя, произвести осмотр, убедиться в наличии заявленных недостатков, в случае необходимости – с проведением проверки качества. В случае, если возникает спор относительно причин возникновения недостатка, продавец не вправе отказать потребителю без проведения экспертизы. Экспертиза проводится за счет продавца в установленные законом сроки.

Пример 2.

При проведении внеплановой выездной проверки юридического лица, осуществляющего торговлю промышленными товарами, обнаружена реализация товаров (одежда детская, швейные изделия)     без информации о товаре и его изготовителе, об обязательном подтверждении соответствия товара установленным требованиям, без указания на маркировке потребительской упаковки даты изготовления.

Данные факты свидетельствуют о нарушении ст. 10 Закона РФ «О защите прав потребителей», ТР ТС «О безопасности продукции легкой промышленности», ТР ТС «О безопасности продукции для детей и подростков».

Как делать нужно.(Слайд №4)

Продавец должен проводить предпродажную подготовку товара - распаковку, рассортировку и осмотр товара; проверку качества товара (по внешним признакам) и наличия необходимой информации о товаре и его изготовителе. В продажу должны поступать товары, обеспеченные полной необходимой информацией о товаре и его изготовителе

Пример 1.

При проведении плановой выездной в отношении юридического лица, осуществляющего торговлю промышленными товарами, обнаружена реализация товаров, подлежащих обязательному подтверждению соответствия (одежда детская, чулочно-носочные изделия), без указания в товарно-сопроводительной документации сведений о сертификате соответствия или декларации о соответствии.

Как делать нужно.

Продавец обязан по требованию потребителя ознакомить его с товарно-сопроводительной документацией на товар, содержащей по каждому наименованию товара сведения об обязательном подтверждении соответствия согласно законодательству Российской Федерации о техническом регулировании (сертификат соответствия, его номер, срок его действия, орган, выдавший сертификат, или сведения о декларации о соответствии, в том числе ее регистрационный номер, срок ее действия, наименование лица, принявшего декларацию, и орган, ее зарегистрировавший). Эти документы должны быть заверены подписью и печатью поставщика или продавца (при наличии печати) с указанием его места нахождения (адреса) и телефона.

О мерах, направленных на противодействие реализации непродовольственной продукции, не соответствующей обязательным требованиям. (Слайд №5)

Хозяйствующие субъекты, должны принимать меры, направленные на недопущение реализации непродовольственной продукции, не соответствующей обязательным требованиям, заключаются в реализации мероприятий по внутреннему контролю за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области защиты прав потребителей, который включает в себя отслеживание информации о продукции, не соответствующим требованиям; предпродажную подготовку товара; контроль поставляемой продукции; анализ маркировки и сопроводительных документов; контроль условий хранения продукции, и т.д.

Основными общими нарушениями в сфере рынка услуг являются:

- непредставление полной и достоверной информации об оказываемой услуге, исполнителе, в том числе в местах оказания услуг, на вывеске организации, в договоре, на сайте организации (например, противоречие информации в местах оказания услуг и на сайте);

- включение в договор условий, ущемляющих права потребителей;

- оказание услуг с нарушением правил оказания услуг, в том числе – отсутствие правил оказания услуг на объекте, отсутствие необходимых реквизитов, предусмотренных Правилами оказания услуг, в договорах, счетах (квитанциях, актах).

Пример 1.

Организация оказывает бытовые услуги. В ходе внеплановой проверки по обращению потребителя установлено, что услуги оказываются без заключения письменного договора, содержащего необходимую информацию об услуге, о сроке ее предоставления, ее стоимости, о правах и обязанностях сторон, что является нарушением Закона «О защите прав потребителей» и Правил бытового обслуживания населения.

Как делать нужно

В соответствии со ст. 10 Закона информация о работах, услугах в обязательном порядке должна содержать, в том числе информацию о правилах выполнения работ, оказания услуг.

Согласно Правил бытового обслуживания населения, исполнение бытовых услуг должно осуществляться по письменному договору, заключаемому между исполнителем и заказчиком.

При обращении потребителя в организацию бытовых услуг необходимо заключить договор, указав предмет договора, срок исполнения, цену, обязанности и права сторон.

Пример 2.

При оформлении заказа на изготовление пластиковых окон исполнителем в договор было включено условие о том, что в случае нарушения сроков исполнения заказа стороны определяют новый срок, также исполнитель выплачивает неустойку в размере 0,5% от стоимости услуги за каждый день просрочки. Данное условие противоречит нормам закона о защите прав потребителей, который предусматривает право потребителя на назначение нового срока исполнителю, и на выплату неустойки в размере 3% от стоимости услуги.

Как делать нужно

Согласно ст. 16 Закона запрещается устанавливать в договоре условия, ухудшающие положение потребителя в сравнении с нормами законодательства, например, уменьшать размер неустойки, установленной Законом (исполнитель уплачивает потребителю за каждый день (час, если срок определен в часах) просрочки неустойку (пеню) в размере 3% цены выполнения работы (оказания услуги).

Меры, направленные на соблюдение законодательства о защите прав потребителей в сфере оказания услуг

Исполнителю необходимо осуществлять контроль за соблюдением правил оказания услуг; проводить экспертизу документов, оформляемых в рамках оказания услуг, на соответствие требованиям законодательства в области защиты прав потребителей (наличие необходимых условий; отсутствие условий, ущемляющих права потребителя); предоставление необходимой информации о дополнительной услуге, в том числе, условиях ее оказания и цене (в рублях) и пр.

Принятые меры по результатам проведенных проверок

за 1 квартал 2018г. (Слайд №6)

За 1 квартал 2018 года в сфере защиты прав потребителей должностными лицами Управления составлено 25 протоколов об административном правонарушении из них 2 направлено для рассмотрения в суд. Вынесено 23 постановления о назначении административного наказания в виде админитсративного штрафа на общую сумму 373 тыс. руб. по 10 статьям КоАП РФ: ч.2 ст.14.8; ст.14.15; ч.1 ст.14.8; ч.1 ст.14.43; ч.1 ст.14.5; 14.4 ч.1;14.45, 19.5 ч.1, 14.6 ч.1, 10.8.

Судебная практика за 1 квартал 2018г. Типовые нарушения обязательных требований законодательства, допущенные хозяйствующими субъектами в сфере защиты прав потребителей.

В судебных органах в 1 квартале 2018г. на обжаловании находятся 5 материалов на общую сумму 100 тыс. рублей

В том числе жалобы:

ИП Ситниковой Татьяны Николаевны о признании недействительным Постановления ТО Управления Роспотребнадзора по Кабардино-Балкарской Республике в г. Прохладном от 04.12.2017г. № 446

В ходе проверки были выявлены нарушения, выразившиеся в реализации продукции легкой промышленности в ассортименте футболки, путем публичного предложения без наличия предусмотренной маркировки.

Нарушены требования п. 1 ст. 9 и ст. 11 требований Технического регламента Таможенного союза «О безопасности продукции легкой промышленности» ТР ТС 017/2011, которым установлены требования к маркировке указанных товаров.

Маркировка в обязательном порядке должна содержать следующую информацию:

·         наименование продукции;

·         наименование страны-изготовителя;

·         наименование изготовителя, или продавца или уполномоченного изготовителем лица;

·         юридический адрес изготовителя, или продавца или уполномоченного изготовителем лица;

·         размер изделия;

·         состав сырья;

·         товарный знак (при наличии);

·         единый знак обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза;

·         гарантийные обязательства изготовителя (при необходимости);

·         дату изготовления;

·         номер партии продукции (при необходимости).

В соответствии со ст.11 ТР ТС 017/2011 перед выпуском в обращение на рынок продукция легкой промышленности должна быть подвергнута процедуре обязательного подтверждения соответствия требованиям настоящего Технического регламента, которая осуществляется в форме декларирования соответствия или сертификации.

Если производитель сознательно или случайно не нанёс на товар маркировку, и продавец, не изучив товар, продаёт его без соответствия Техническому регламенту, а равно без необходимой информации по маркировке товара согласно ст. 9 ТР ТС 017/2011, то он отвечает перед покупателем за несоответствие товара, согласно ст.11 ТР ТС 017/2011 .

Аналогичные нарушения допущены

ИП («…») жалоба о признании недействительным Постановления ТО Управления Роспотребнадзора по Кабардино-Балкарской Республике в г. Прохладном от 04.12.2017г. № 443;

ИП («…») жалоба о признании недействительным Постановления ТО Управления Роспотребнадзора по Кабардино-Балкарской Республике в г. Прохладном от 04.12.2017г. № 445;

ИП («…») жалоба о признании недействительным Постановления ТО Управления Роспотребнадзора по Кабардино-Балкарской Республике в г. Прохладном от 06.12.2017г. № 462.

Суд выслушал доводы сторон, принял решение отказать в признании незаконным решения административного органа.

АО «Русская Телефонная Компания» о признании незаконным и отмене постановления Управления Роспотребнадзора по Кабардино-Балкарской Республике № 396 - На выставленные в продажу внешние аккумуляторы разных моделей не доведена до потребителей информация о правилах и условиях эффективного и безопасного использования этих товаров, в инструкции и потребительской упаковке товара вышеуказанная информация отсутствует.

Нарушены требования пунктов 10, 11, 47, 48 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 № 55, согласно которым продавец обязан до подачи в торговый зал товаров провести их предпродажную подготовку, в том числе на предмет наличия необходимой и достоверной информации о товаре и изготовителе, своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах на русском языке, обеспечивающую возможность правильного их выбора, не вводящих в заблуждение потребителей относительно потребительских свойств товара, его применения, правилах и условиях эффективного изготовителя и др.

Образцы предлагаемых для продажи товаров должны быть размещены в торговом зале, иметь оформленные ярлыки с указанием наименования, марки, модели, артикула, цены товара, а также краткие аннотации, содержащие его основные технические характеристики.

Суд выслушал доводы сторон, принял решение отказать в удовлетворении требований АО «Русская Телефонная Компания».

Файлы презентаций можно скачать по ссылкам

https://drive.google.com/open?id=1mt0agW9WantRGmxybKBegFBucVMhjFmW

https://drive.google.com/open?id=1A9R31-I1dBQKjtrlgTS5S-hMg9Y0u93J



Доклад с руководством по соблюдению обязательных требований, дающим разъяснение, какое поведение является правомерным.

I. О реализации риск -ориентированного подхода к контрольно-надзорной деятельности.

Для обеспечения эффективности деятельности, направленной на улучшение санитарно-эпидемиологической обстановки и ситуации на потребительском рынке Управлением Роспотребнадзора по Кабардино-Балкарской Республике применяются технологии оценки и управления рисками для здоровья населения и причинения вреда имуществу потребителей, которые объединяют комплекс административных, социальных, экономических, технологических, информационных мер и действий.

Приоритетные задачи по управлению риском для здоровья населения определяются по результатам социально-гигиенического мониторинга, представлены в ежегодном Государственном докладе «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения по Кабардино-Балкарской Республике», а приоритетные задачи управления риском причинения вреда имуществу потребителей - в Государственном докладе «О защите прав потребителей по Кабардино-Балкарской Республике».

На основе приоритетных проблем санитарно-эпидемиологической обстановки и потребительского рынка региона организовано среднесрочное и годовое планирование деятельности Управления Роспотребнадзора по Кабардино-Балкарской Республики и ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в КБР», утверждаются основные направления деятельности, планы организационных мероприятий, план проверок, государственное задание Центру.

Для оценки эффективности деятельности Управления и Центра установлены цели и задачи с индикативными показателями их достижения.

Одной из основных технологий Роспотребнадзора в общей системе управления риском для здоровья населения и причинения вреда имуществу потребителей, направленных на решение приоритетных задач в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей, являются контрольно-надзорные мероприятия. Эффективность этой технологии зависит от правильного выбора приоритетных объектов надзора, которые формируют основные проблемы в санэпидобстановке и на потребительском рынке.

С вступлением в 2016 году в силу Постановления Правительства Российской Федерации от 17.08.2016г. №806 «О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», в целях реализации риск-ориентированного подхода при организации федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, Управлением определены классы опасности для всех поднадзорных объектов.

Установленные критерии отнесения объектов государственного контроля (надзора) к категориям риска учитывают тяжесть и вероятность потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения требований в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Оценка тяжести потенциальных негативных последствий несоблюдения обязательных требований проводится с учетом возможной степени тяжести потенциальных случаев причинения вреда, возможной частоты возникновения и масштаба распространения потенциальных негативных последствий в рамках подобных или аналогичных случаев причинения вреда. Наибольшие показатели тяжести потенциального вреда для здоровья человека из-за возможного несоблюдения обязательных требований установлены для деятельности, связанной с водоподготовкой и транспортировкой питьевой воды. Высокие показатели тяжести потенциального вреда установлены для деятельности по производству пищевых продуктов, деятельности лечебно-профилактических организаций, в том числе родильных домов, санаторно-курортных учреждений, организаций, осуществляющих стационарное социальное обслуживание, деятельности бассейнов, аквапарков, деятельности по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов. Значительные показатели тяжести потенциального риска установлены для деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, деятельности общеобразовательных организаций, дошкольных образовательных организаций и ряда других видов деятельности.

При оценке вероятности несоблюдения обязательных требований анализируется имеющаяся в распоряжении органов Роспотребнадзора информация о результатах ранее проведенных проверок юридического лица или индивидуального предпринимателя и назначенных административных наказаниях за нарушение обязательных требований. Так если мы знаем что на данное юридическое лицо или индивидуального предпринимателя в течение последних трех лет наложено два штрафа и постановления вступили в законную силу или было приостановление деятельности или аннулировании лицензии то объект будет отнесен к более высокой группе риска. То есть вероятность негативных последствий на данном объекте более высока. Показатель вероятности нарушения обязательных требований также зависит от вида осуществляемой деятельности.

Кроме того, методическими рекомендациями, утвержденными Роспотребнадзором, и разработанной на их основе программой при расчете потенциального риска учитывается численность населения, находящегося под воздействием объекта надзора, которая зависит от количества оказываемых услуг или объема вырабатываемой продукции, наличия санитарно-защитной зоны и её размера, количества рабочих мест, числа работников, продолжительности работы объекта.

Потенциальный риск зависит также от наличия неудовлетворительных результатов лабораторно-инструментальных исследований и замеров, вынесенных постановлений об административных правонарушениях по результатам предыдущих проверок.

На основе всего комплекса критериев и численности населения, находящегося под воздействием объекта, программой рассчитываются показатель и категория потенциального риска причинения вреда здоровью населения, класс опасности объекта.

Перечень категорий риска или классов опасности, применяемый при осуществлении федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, включает 6 категорий риска и соответствующие им 6 классов опасности.

          В зависимости от категории риска и класса опасности устанавливается периодичность плановых проверок: для 1 класса опасности – 1 раз в год, для 2 класса – 1 раз в 2 года, для 3-го – 1 раз в 3 года, для 4-го – не чаще чем 1 раз в 4 года, для 5-го класса – не чаще чем 1 раз в 6 лет. В отношении объектов надзора, отнесенных к категории низкого риска (6 класса опасности), плановые проверки не проводятся.

Контрольная закупка

С 1 января 2017 г. контрольную закупку может проводить не только полиция (как оперативно-разыскное мероприятие), но и другие проверяющие инстанции. В частности, это Роспотребнадзор. Им контрольная закупка нужна, чтобы без привлечения полиции узнавать, соблюдаются ли требования законодательства при продаже товаров, выполнении работ или оказании услуг.

Что такое контрольная закупка и когда она может проводиться

Контрольная закупка - это действия проверяющих, создающие условия для заключения сделки с продавцом, подрядчиком или исполнителем .

Допустим:

- сотрудники Роспотребнадзора организуют заказ спиртного в ресторане/его покупку в магазине и фиксируют, пытался ли официант/продавец выяснить возраст клиента, чтобы отказать в обслуживании несовершеннолетнему;

- сотрудник лицензирующего органа просит оказать ему в салоне услугу, на которую у заведения нет лицензии.

Контрольная закупка может проводиться:

- без согласования с прокуратурой. Это плановая контрольная закупка по заданию руководителя проверяющего органа/его заместителя в зависимости от вида деятельности компании;

- по согласованию с прокуратурой. Такие внеплановые закупки могут проходить, к примеру, если компания обратилась в госорган за лицензией или продавцу ранее выдавалось предписание об устранении нарушения. А также если у госоргана имеются обращения от граждан или организаций, например, о нарушении прав потребителей, которые уже пытались самостоятельно отстоять свои права, но продавец/исполнитель не рассмотрел или не удовлетворил их требования.

Как проходит контрольная закупка

Законом предусмотрено, что:

- у проверяющих должен быть приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля или его заместителя о проведении контрольной закупки;

- прийти на контрольную закупку контролеры могут без предупреждения;

- при закупке должны присутствовать два свидетеля либо она должна фиксироваться каким-то способом (например, видеозапись, фотосъемка).

Если вас проверяли и нарушений не выявили, то вы можете даже не узнать, что у вас была контрольная закупка. Проверяющий без вас составит акт, а свидетели его подпишут.

Если же нарушение есть, проверяющий обязан :

- предъявить свое удостоверение и приказ своего руководителя о проведении контрольной закупки;

- выдать вам акт контрольной закупки на подпись. Если вы откажетесь подписать акт, проверяющий сделает в нем запись о вашем отказе и оставит акт вам. На основании такого акта проверяющие составят протокол об административном правонарушении. Состоится рассмотрение дела об административном правонарушении.

Если лицо не согласно с вынесенным после рассмотрения дела постановлением о привлечении к административной ответственности, то можете обжаловать его в вышестоящий орган или оспорить в суде, в том числе из-за формальных нарушений проверяющих. Допустим, они пришли на контрольную закупку по жалобе потребителя без согласования с прокуратурой, хотя для проверки по этому основанию должны были получить такое согласование.

Контрольная закупка очень важное нововведение, поскольку только контроль товаров в розничной торговле позволяет получить объективное представление о качестве и безопасности продукции, которая попадает непосредственно к потребителю. Существовавшая до этого момента практика отбора проб (образцов) продукции на предприятиях изготовителей не дает полной картины в отношении качества реализуемых потребителю товаров, не учитывает возможное изменение качества в процессе транспортировки, хранения и реализации, исключает из поля зрения контролирующих органов контрафактную (поддельную) продукцию. К тому же, ничто не мешало производителю подготовиться к приходу представителей надзорных органов и какое-то время воздерживаться от фальсификации продукции и неукоснительно соблюдать требования безопасности.

Это новая форма надзора, когда мы придем проверять не магазин или какую-то другую торговую точку, а когда мы будем закупать те товары, которые есть на полке, брать копии документов, исследовать его в лаборатории. Если все будет хорошо, и этот товар будет безопасен для человека и будет соответствовать всем требованиям, то на этом проверка и закончится.

          Но если там обнаружится что-то, что не соответствует требованиям, вот тогда будут основания для того, чтобы обратиться в прокуратуру за разрешением проведения проверки. Мы считаем, что, во-первых, это обеспечит снижение нагрузки на бизнес, и самое главное - защитит потребителя от некачественной, нарушающей права потребителя продукции".

Файлы презентации можно скачать по ссылке

https://drive.google.com/open?id=1Hd8g4FiwVXKhawPfOTYybT0s3TdgYRQ3


Вернуться в раздел