"Горячая" линия Горячая линия: 8 (8662) 40-54-85
старше 16

ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ИТОГИ ЗА 1 ПОЛУГОДИЕ

02.08.2017

Отделом защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Кабардино-Балкарской Республике в первом полугодии 2017 г.осуществлялась работа в следующих направлениях: реализация контрольно-надзорных функций,рассмотрение обращений и заявлений граждан,судебная защита прав потребителей, информирование и консультирование потребителей.


Контрольно-надзорные мероприятия

Специалистами отдела защиты прав потребителей проведено 142 проверки в сфере торговли и услуг, из них плановых по защите прав потребителей – 16, плановых комплексных проверок совместно с отделами санитарного и эпидемиологического надзора – 43, внеплановых по обращениям потребителей – 20, внеплановых по предписаниям - 10, и 53 внеплановые проверки проведены в рамках реализации постановлений Главного государственного санитарного врача РФ «О приостановлении розничной торговли спиртосодержащей непищевой продукцией» от 23.12.2016  № 195 и от 24.01.2017 № 7 ,проведено 10 административных расследований, возбужденных в соответствии со ст. 28.7 КоАП РФ.

При осуществлении мероприятий по контролю выявлено 198 фактов нарушений законодательства о защите прав потребителей, в том числе: Закона РФ от 07.02.92№2300-1 «О защите прав потребителей», Правил продажи отдельных видов товаров,утв.постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. N 55, Правил продажи товаров по образцам, утв. Постановлением Правительства РФ от 21.07.1997 N 918, Правил бытового обслуживания населения в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 15.08.1997 N 1025,Правил оказания услуг общественного питания, утв. Постановлением Правительства РФ от 15.08.1997 N 1036, Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг, утв. Постановлением Правительства РФ от 04.10.2012 N 1006 ,Федерального Закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации"и др.



В текущем году наряду с другими сферами потребительского рынка были охвачены проверками субъекты предпринимательской деятельности оказывающие гражданам услуги в сфере долевого строительства жилья. Проверки строительных организаций проводились как на основании утвержденного плана, информации, поступившей из министерств и ведомств в отношении строительных компаний республики и в ходе рассмотрения обращений и заявлений граждан.В ходе проверок в сфере долевого строительства жилья были выявлены многочисленные нарушения заключения и исполнения договров долевого участия.По результатам правовового анализа договоров, используемых строительными компаниями при оказании строительных услуг выявлены следующие нарушения:

- отсутствие в договоре информации о конкретном сроке передачи объекта участнику долевого строительства;

- отсутствие в договоре условий об ответственности исполнителя в случае нарушения условий договора;

- включение в договор условий, ущемляющих права потребителя,по сравнению с правилами установленными действующим законодательством,например :

-занижение процентной ставки неустойки, выплачиваемой исполнителем потребителю в случае нарушения сроков завершения строительства;

- право застройщика в одностороннем порядке изменить цену договора в ходе строительства, в случае повышения рыночных цен на недвижимость и строительные материалы;

- обязанность участника долевого строительства в течение недели после сдачи многоквартирного дома в эксплуатацию заключить с управляющей организацией договор управления многоквартирным домом, что противоречит нормам Жилищного Кодекса РФ,согласно которого собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбирать способ управления домом и изменять его в любое время на основании решения общего собрания;

Также был выявлено, что при фактическом нарушении установленных договором сроков передачи квартиры,потребителям не направлена соответствующая информация об этом, в то время как законом предусмотрена обязанность застройщика не позднее чем за два месяца уведомлять потребителей о нарушении сроков завершения строительства.

По результатам проведенных проверок строительных организаций,оказывающих гражданам услуги в сфере долевого строительства жилья в отношении юридических лиц,допустивших действующее законодательство возбуждено административное производство по статьям 14.8 ч.1 и 2, 14.4ч.1, 17.7, 19.7. КоАП РФ .

Всего по результатам всех проведенных в 1 полугодии контрольных мероприятий составлено 66 протоколов по 14 составам Кодекса об административном правонарушении - 6.3, 6.4, 6.6, 6.25 ч.1, 14.4 ч.1, 14.5 ч.1, 14.8 ч.1, 14.8 ч.2, 14.15, 14.43 ч.1, 14.45, 15.12 ч.1, 17.7, 19.7. КоАП РФ.


Из 66 протоколов, составленных в текущем году 25 (37,8%) составлены в отношении юридических лиц, 33 (50%) – в отношении должностных лиц, 7– (10,6%) в отношении индивидуальных предпринимателей, и 1 (1,6%) в отношении гражданина.

9 административных материалов из 66 передано для рассмотрения по подведомственности в судебные органы, в их числе:

-6 материалов по статье 17.7 в отношении юридических лиц, оказывающих услуги финансовые, связи,отдыха,розничной тороговли, в том числе АО «Альфа-Банк», ООО «МайСейфети», ООО «М.видео менеджмент», АО «Объединение парков культуры и отдыха г.о. Нальчик», ПАО «Ростелеком» ООО Оригинал-С» и др.

-1 материал по статье 19.7 в отношении юридического лица строительной компании «Стройкоммнусервис»;

-1 материал по статье 15.12 ч.1 в отношении юридического лица ООО Оригинал-С» г. Москва.

По административным материалам отдела вынесено 57 постановлений о привлечении виновных лиц с вынесением административного штрафа, 7 правонарушителям назначено административное наказание в виде предупреждения, в соответствии со ст.4.1.1 КоАП РФ, которая предусматривает замену административного штрафа предупреждением субъектам малого и среднего предпринимательства, а также их работникам за впервые совершенное правонарушение, в случаях, если предупреждение не предусмотрено соответствующей статьей.

Общая сумма назначенных административных штрафов в 1 полугодии составила 550,3т.р.Из 50 вынесенных постановлений о назначении штрафа в первом полугодии в добровольном порядке исполнено 38, что составляет 76% от общего количества. 4 постановления на общую сумму 250 т.р. обжалованы и находятся на рассмотрении в судах, всвязи с чем назначенные суммы штрафов не оплачены, что отражается на % взыскания.


О работе с обращениями граждан


С начала года в Управление Роспотребнадзора по КБР поступило 109 письменных обращений граждан в которых содержались вопросы по защите прав потребителей, что на 36 обращений (25%) меньше, чем в 1 полугодии прошлого года.

Из 109 письменных жалоб и обращений по 61 обращению по сути поставленных вопросов даны соответствующие разъяснения прав потребителей .18 обращений, в которых содержались вопросы, не относящиеся к полномочиям службы, в соответствии с Федеральный закон от 02.05.2006 N 59-ФЗ"О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" направлены для рассмотрения по подведомственности, это жалобы, в которых содержатся вопросы ЖКХ, жалобы на качество услуг связи и на действия страховых компаний .20 обращений явились основанием для проведения проверок и 4 – для проведения административных расследований.

По результатам проведенных проверок и расследований 25 виновных лица привлечено к административной ответственности. Назначено административных штрафов на сумму 291 тыс.руб.

Большое количество жалоб в текущем году поступало на нарушения прав потребителей покупавших мебель в сети магазинов «Много мебели» ИП ЕсинойН.Ю. По результатам рассмотрения поступивших обращений в отношении индивидуального предпринимателя составлено 14 протоколов об административном правоанрушении по различным статьям 14.15,14.4ч.1, 14.8 .ч.1 и 2 КоАП РФ. В результате мероприятий проведенных отделом защиты прав потребителей , ИП Есиной Н.Ю. во всех случаях было принято решение о досудебном расторжении с потребителями договора купли-продажи и возврате денежных средств, уплаченных за мебель.

По результатам мероприятий, проведенных по жалобам потребителей наказаны в административном порядке предприятия,нарушившие права потребителей- при оказании финансовых услуг Банк«Хоум Кредит энд Финанс»(ООО) по включению в договор условий, ущемляющих права потребителей, ООО «Санги стиль» за продажу моющего средства, соответствие которого не подтверждено в установленном порядке; ООО «М. видео менеджмент» и ПАО «Мегафон» за нарушение прав потребителей при оказании услуг ;ФГУП «Почта России» за необоснованный возврат посылки отправителю без вручения адресату; МЦ «Инвитро» – за предоставление платных медицинских услуг с нарушением установленных требований.

Всего в 1 полугодии 2017 года по результатам рассмотрения обращений граждан хозяйствующими субъектами в добровольным порядке возвращены потребителям денежные средства на общую сумму 398 т.р.

Наряду с мероприятиями по рассмотрению письменных обращений потребителей, специалистами отдела ведется большая работа по устному консультированию как по телефону, так и на личном приеме .

Прием потребителей и консультирование по телефону ведется как в отделе, так и в Общественной приемной совместно с помощником руководителя. Специалисты разъясняют потребителям порядок действий для разрешения спорных ситуаций , защиты и восстановления своих нарушенных прав. За 1 полугодие по телефону и на личном приеме специалисты проконсультировали и дали разъяснения более 150гражданам обратившимся с различными вопросами.


О реализации полномочий по судебной защите прав потребителей


В 1 полугодии текущего года специалисты отдела участвовали в судебных заседаниях при рассмотрении исков в защиту неопределенного круга потребителей и в целях дачи заключения по делу в защиту прав потребителя.

По результатам проведенных проверок в отчетном периоде поданы в суды иски в защиту прав неопределенного круга потребителей, по двум рассмотренным искам судами вынесены решения об удовлетворении требований Управления. Один иск в стадии рассмотрения.

Специалистами отдела было подготовлено 7 заключений по искам потребителей в целях защиты прав потребителей. 5 решений судами вынесено о полном или частичном удовлетворении требований потребителей, присуждено в пользу потребителей денежных средств 176т.р. Все поданные иски были рассмотрены судами вынесены решения о расторжении заключенных договоров и возврате денежных средств и выплате за моральный и материальный ущерб.


Государственный информационный ресурс в области защиты прав потребителей


Управление Роспотребнадзора по Кабардино-Балкарской Республике напоминает, что с начала 2016 года введена в эксплуатацию подсистема «Государственный информационный ресурс в области защиты прав потребителей» государственной информационной системы в сфере защиты прав потребителей (ГИС ЗПП). Целью создания ГИС ЗПП является распространение актуальной и достоверной информации по вопросам защиты прав потребителей, о качестве и безопасности товаров ( работ, оказания услуг) и др. На ГИС ЗПП можно ознакомиться с практикой Роспотребнадзора, советами потребителям по актуальным темам, справочно-правовыми актами и другими вопросами и информацией в сфере защиты прав потребителей.

ГИС ЗПП имеет несколько разделов:

Справочник потребителя;

Советы по здоровому питанию;

Нормативные правовые акты;

Информационно-аналитические материалы;

Органы и организации в сфере защиты прав потребителей;

Результаты проверок;

Продукция, не соответствующая обязательным требованиям;

Судебная практика;

Новости;

Так же на ГИС ЗПП работает Модуль «Виртуальная приемная»,которая представляет собой площадку для общения потребителей и Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Каждый обратившийся имеет возможность задать интересующий его вопрос, выбрав соответствующую категорию (розничная торговля,общественное питание, финансовые услуги, услуги связи и др.) и получить ответ на него.



Вернуться в раздел