"Горячая" линия Горячая линия: 8 (8662) 40-54-85
старше 16

Доклад с руководством по соблюдению обязательных требований, дающим разъяснение, какое поведение является правомерным

05.07.2017

Разъяснение неоднозначных или неясных для подконтрольных лиц обязательных требований (в т.ч. в силу пробелов или коллизий в нормативных правовых актах).

  1. Вопрос: Может ли лицо, в отношении которого проводится проверка Роспотребнадзора, ознакомиться с заявлением лица, по которому проводится проверка и с иными материалами проверки. В какой срок должны ознакомиться с материалами дела?

Положением Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" не предусмотрено ознакомление лица, в отношении которого проводится проверка, с заявлением (жалобой) гражданина, которое послужило основанием для организации внеплановой проверки.

В соответствии с ст. 21 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель юридического лица, индивидуальный предприниматель, его уполномоченный представитель при проведении проверки имеют право:

- знакомиться с документами и (или) информацией, полученными органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в рамках межведомственного информационного взаимодействия от иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в распоряжении которых находятся эти документы и (или) информация (п. 2.1);

- знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своем ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля (п. 3).

Также, статьёй 18 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ должностные лица органа государственного контроля (надзора) при проведении проверки обязаны

предоставлять руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю, присутствующим при проведении проверки, информацию и документы, относящиеся к предмету проверки (п.6);

знакомить руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя с результатами проверки (7).

В данном случае, предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами.

Таким образом, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель может ознакомиться с документами, регламентирующими соблюдение обязательных требований в процессе осуществления деятельности.

В то же время, ознакомление с заявлением (жалобой) гражданина возможно на стадии производства по делу об административном правонарушении в соответствии со ст. 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

             2.Если по одному и тому же вопросу жалоба поступает в Прокуратуру и в Роспотребнадзор, может ли Роспотребнадзор прекратить проведение проверки?

Основанием для прекращения предварительной проверки, внеплановой проверки является выявление после начала соответствующей проверки анонимности обращения или заявления, явившихся поводом для ее организации, либо установление заведомо недостоверных сведений, содержащихся в указанных обращениях или заявлениях (п. 3.4 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ). Данная норма является императивной и расширенному толкованию не подлежит. Иных оснований для прекращения внеплановой проверки Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ не содержит.

В соответствии с ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.

Разъяснение новых требований нормативных правовых актов (положения Федерального закона №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», вступившие в силу с 1 января 2017 г.).


  1. Предварительная проверка

Согласно положениям п. 3.2 ст. 10 Федерального закона № 294-ФЗ, в случае если поступившее обращение, заявление граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информация от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах указанных в подп. а,б,в п.2 ч.2 ст.10 294-ФЗ (возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям; причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям; нарушение прав потребителей) не позволяет провести внеплановую проверку, то по ним может быть проведена предварительная проверка.

Предусмотренная ч. 3.2 ст. 10 Федерального закона №294-ФЗ предварительная проверка может быть проведена только в случае если отсутствует достоверная информация в обращении, заявлении, информации:

  1. О лице, допустившем нарушение обязательных требований

  2. О достаточных данных о нарушении обязательных требований

  3. О фактах, указанных в п.2 ч. 2 ст. 10:

-угроза причинения вреда жизни и здоровью;

-причинение вреда жизни и здоровью;

При рассмотрении обращений, информации и решении вопроса о проведении предварительной проверки необходимо различать понятия «отсутствует информация» и «отсутствует достоверная информация», последнее характеризуется наличием информации, но при наличии объективных данных такая информация вызывает сомнения у должностного лица.

При отсутствии вышеуказанной информации проверка не проводится, заявителю по результатам рассмотрения обращения дается ответ о невозможности проведения проверки поскольку отсутствует информация.

1.Должностные лица рассматривающие обращения, предложение о проведении предварительной проверки оформляют в виде проекта приказа о проведении предварительной проверки.

2.Должностные лица проводят предварительную проверку в сроки, которые должны позволить, при необходимости провести другие мероприятия в рамках рассмотрения обращения с подготовкой ответа в сроки в соответствии с Федеральным законом №59-ФЗ.

В рамках предварительной проверки могут быть приняты следующие меры:

  1. Запрос дополнительных сведений и материалов (в том числе в устном порядке) у лиц, направивших заявления и обращения, представивших информацию.

  2. Рассмотрение документов юридического лица, индивидуального предпринимателя, имеющихся в распоряжении Роспотребнадзора.

  3. Мероприятия по контролю, осуществляемые без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.

Данные мероприятия проводятся при необходимости и без возложения на указанных лиц обязанности по представлению информации и исполнению требований органов государственного контроля.

      4. Запрос пояснений в отношении полученной информации у юридического лица, индивидуального предпринимателя.

Но представление таких пояснений и иных документов не является обязательным.

По результатам предварительной проверки должно быть принято одно из следующих решений в случае, если выявлено лицо (а), допустившее (ие) нарушение обязательных требований и получены достаточные данные о нарушении обязательных требований либо о фактах, указанных в части 2 ст.10 то в таком случае выносится мотивированное представление о назначении внеплановой проверки.


2. Предостережение

В связи с внесением изменений в Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" Управление впервые наделено полномочием по направлению в адрес юридических лиц, индивидуальных предпринимателей предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований.

Предостережение направляется при наличии у органа государственного контроля (надзора) сведений о готовящихся нарушениях или о признаках нарушений обязательных требований, при условии, что данные нарушения не причинили вред жизни, здоровью граждан, окружающей среде и т.д. либо не создали непосредственную угрозу указанных последствий. Также, одним из условий направления предостережения является отсутствие ранее привлечения к ответственности юридического лица, индивидуального предпринимателя за нарушение соответствующих требований.

Порядок составления и направления органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, утвержден Постановлением Правительства РФ от 10.02.2017 N 166 (далее – Порядок).

В соответствии с указанным Порядком предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований содержит информацию о том, какие действия (бездействие) юридического лица, индивидуального предпринимателя приводят или могут привести к нарушению обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также предложение юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами.

Предостережение не может содержать требования о предоставлении юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем сведений и документов. Однако, юридическому лицу (индивидуальному предпринимателю) предлагается направить в установленный предостережением срок (не менее 60 дней со дня направления предостережения) уведомление об исполнении предостережения в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля.

По результатам рассмотрения предостережения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем могут быть поданы в орган государственного контроля (надзора), направивший предостережение, возражения.

Орган государственного контроля (надзора) рассматривает возражения, по итогам рассмотрения направляет юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю в течение 20 рабочих дней со дня получения возражений ответ.

Результаты рассмотрения возражений используются органом государственного контроля (надзора) для целей организации и проведения мероприятий по профилактике нарушения обязательных требований, совершенствования применения риск-ориентированного подхода при организации государственного контроля (надзора) и иных целей, не связанных с ограничением прав и свобод юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.


3. Мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

С 1 января 2017 года также вступили в силу положения, изложенные в статье 8.3 Федерального закона 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора)», установленные Федеральным законом от 03.07.2016 N 277-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и Федеральный закон "О стратегическом планировании в Российской Федерации".

Положения статьи 8.3 Федерального закона 294-ФЗ содержат положения относительно организации и порядка проведения мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в том в части проведения исследований воздуха, воды, почвы, недр для социально-гигиенического мониторинга.

Согласно п. 2 ст. 8.3 Федерального закона 294-ФЗ мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями проводятся на основании заданий на проведение таких мероприятий, утверждаемых руководителем или заместителем руководителя органа государственного контроля (надзора).

В соответствии с положениями части 4 статьи 8.3 Федерального закона 294-ФЗ, порядок оформления и содержание указанных выше заданий, а также порядок оформления должностными лицами органа государственного контроля (надзора) результатов мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями устанавливаются федеральными органами исполнительной власти


Вернуться в раздел